Тема: Суффиксы субъективной оценки
Цель урока: познакомить учащихся с суффиксами субъективной оценки и их ролью в русском языке.
Задачи урока:
Ход урока
Организационный момент.Учитель приветствует учеников и проверяет их готовность к уроку.
Актуализация знаний.Учитель задаёт вопросы о том, что такое суффикс, для чего он нужен в слове, какие суффиксы они уже знают. Ученики отвечают на вопросы.
Объяснение нового материала.Учитель объясняет, что суффиксы могут не только образовывать новые слова, но и выражать отношение говорящего к тому, о чём он говорит. Такие суффиксы называются суффиксами субъективной оценки. Они могут придавать словам различные оттенки значения, например, уменьшительно-ласкательные, пренебрежительные, увеличительные и т. д.
Работа с примерами.Учитель приводит примеры слов с суффиксами субъективной оценки: домик, столик, стульчик, книжечка, собачонка, старикан, домище, ручища и т. п. Ученики определяют, какой оттенок значения придаёт слову суффикс.
Практическая работа.Ученики выполняют задания на нахождение суффиксов субъективной оценки в словах и определение их значения. Например, учитель может предложить им следующие задания:
Закрепление изученного материала.Ученики отвечают на вопросы учителя о суффиксах субъективной оценки. Например:
Подведение итогов.Учитель подводит итоги урока, оценивает работу учеников и даёт домашнее задание. Домашнее задание может быть следующим: найти в словаре 10 слов с суффиксами субъективной оценки и записать их значения.
Рефлексия.Ученикам предлагается ответить на вопрос: что нового они узнали на уроке о суффиксах субъективной оценки? Ученики высказывают свои мысли и впечатления.
В качестве дополнительного материала можно использовать интерактивные задания, игры, видеоматериалы, которые помогут ученикам лучше усвоить материал и сделать урок более интересным и увлекательным. Также можно предложить ученикам выполнить проектную работу по теме «Суффиксы субъективной оценки» и представить её классу. Это поможет развить творческие способности учеников и повысить их мотивацию к изучению русского языка.