Правописание непроизносимых согласных в корне слова
Цель урока: познакомить учащихся с правописанием непроизносимых согласных в корне слова.
Задачи урока:
Ход урока
Организационный момент.Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку и настраивает на работу.
Актуализация знаний.На доске написаны слова: солнце, сердце, здравствуй.
Учитель просит учеников прочитать эти слова и объяснить, что общего у них. Ученики отвечают, что во всех этих словах есть буква «д», которая не произносится. Учитель объясняет, что такие согласные называются непроизносимыми.
Объяснение нового материала.Учитель рассказывает ученикам, что в русском языке есть слова, в которых некоторые согласные звуки не произносятся. Эти согласные называются непроизносимыми. Чтобы проверить написание таких слов, нужно подобрать проверочное слово, в котором этот согласный будет произноситься. Например, слово грустный можно проверить словом грусть, а слово сердце — словом сердечный.
Закрепление материала.Ученики выполняют упражнения на закрепление материала. Например:
Физкультминутка.Проводится физкультминутка для снятия напряжения и усталости.
Работа с текстом.Учащиеся читают текст, находят и выписывают слова с непроизносимой согласной. Затем проверяют написание этих слов.
Подведение итогов.Учитель подводит итоги урока, спрашивает учеников, что они узнали о правописании непроизносимых согласных. Ученики рассказывают, какие слова они запомнили и как их проверять.
Домашнее задание.Учитель даёт домашнее задание: написать 5–6 предложений о том, как прошёл сегодняшний день, используя слова с непроизносимыми согласными.
Рефлексия.Ученикам предлагается оценить свою работу на уроке и ответить на вопросы: что было легко, а что вызвало затруднения?
Вопросы для закрепления материала:
Примеры:
Решение:Чтобы проверить написание слова с непроизносимым согласным, нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы этот согласный произносился. Например, слово «грустный» можно проверить словом «грусть», а слово «сердце» — словом «сердечный».
Важно помнить, что правописание слов с непроизносимыми согласными требует внимательности и знания правил. Если вы сомневаетесь в написании слова, всегда можно обратиться к словарю или спросить учителя.