Словари — наши друзья
Цель урока: познакомить учащихся со словарями и их значением в жизни человека.
Задачи урока:
Ход урока
Организационный момент.Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.
Актуализация знаний.— Ребята, вы знаете, что такое словарь? (Ответы детей.)— Словарь — это книга, в которой собраны слова, расположенные в определённом порядке. В словаре можно найти значение слова, его происхождение, написание и произношение. Словари бывают разные: орфографические, толковые, этимологические, фразеологические и другие.
Изучение нового материала.— Сегодня мы познакомимся с некоторыми видами словарей. Давайте откроем толковый словарь. Здесь собраны значения слов. Например, слово «книга» означает произведение печати в виде сброшюрованных листов бумаги или картона. А слово «словарь» — сборник слов в алфавитном порядке с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык.— Теперь давайте посмотрим орфографический словарь. Он помогает нам правильно писать слова. Если мы не знаем, как пишется слово, то можем обратиться к этому словарю.— Ещё есть этимологический словарь. Из него мы можем узнать происхождение слова. Например, слово «школа» произошло от греческого слова «schole», что означает «досуг».— Фразеологический словарь поможет нам понять смысл устойчивых выражений. Например, выражение «бить баклуши» означает бездельничать.
Практическая работа.— А теперь давайте попробуем поработать со словарём. Найдите в толковом словаре значение слова «ученик». (Ученики находят значение слова.)— Правильно! Ученик — это тот, кто учится чему-либо.— А сейчас откройте орфографический словарь и проверьте, правильно ли вы написали слово «ученик».(Ученики проверяют написание слова.)
Закрепление изученного материала.— Давайте поиграем в игру «Найди слово». Я буду называть вам определение, а вы должны будете найти это слово в толковом словаре.(Учитель называет определения, ученики ищут слова в словаре.)
Подведение итогов.— Что нового вы узнали сегодня на уроке?(Ответы детей.)
Домашнее задание.— Дома попробуйте поработать с другими видами словарей и расскажите нам на следующем уроке, что интересного вы узнали.
Таким образом, словари — это наши верные помощники. Они помогают нам понимать значения слов, правильно их писать и произносить. Словарями нужно уметь пользоваться, чтобы получать нужную информацию. На следующих уроках мы продолжим знакомиться с разными видами словарей и учиться ими пользоваться.
Вопросы для обсуждения:
Примеры заданий:
Решение:
На уроке учащиеся знакомятся со словарями, их видами и значением. Они учатся находить значения слов в толковом словаре, проверять написание слов в орфографическом словаре и понимать смысл выражений во фразеологическом словаре. Урок способствует развитию интереса к изучению русского языка и формированию умения работать со справочной литературой.