Тема: написание рассказов по мотивам сказки «Снежная королева»
Цель и задачи:
- Развитие творческого мышления и фантазии учащихся.
- Формирование навыков анализа художественного произведения.
- Расширение словарного запаса и развитие речи учащихся.
План занятия:
- Повторение содержания сказки «Снежная королева».
- Анализ образов и мотивов сказки.
- Написание рассказов по мотивам «Снежной королевы».
- Презентация и обсуждение рассказов.
Материалы и оборудование:
- Текст сказки «Снежная королева» Г. Х. Андерсена.
- Бумага, ручки или другие письменные принадлежности.
- Компьютер (при необходимости).
Ход занятия:
1. Повторение содержания «Снежной королевы»:
- Прочитайте с учениками сказку «Снежная королева», обратите внимание на основные события и персонажей.
- Обсудите, какие чувства и мысли вызывает у вас эта сказка.
- Напомните ученикам, что сказка — это особый вид литературного произведения, который имеет свои особенности. В сказке всегда есть фантастические элементы, добро побеждает зло, а герои проходят через испытания.
2. Анализ образов и мотивов «Снежной королевы»:
- Рассмотрите образы главных героев: Кая, Герды, Снежной королевы. Что можно сказать о каждом из них? Какие черты характера им присущи?
- Проанализируйте мотивы поступков героев. Почему Кай оказался во власти Снежной королевы? Почему Герда отправилась на поиски брата?
- Обратите внимание на символы и аллегории в сказке. Например, роза как символ любви и верности.
3. Написание рассказов:
Предложите ученикам написать рассказы по мотивам «Снежной королевы», используя элементы этого произведения. Ученики могут придумать свои сюжеты, новых персонажей или изменить исходные события.
Примерный план рассказа:
- Название.
- Главные герои.
- Краткое содержание.
- Мотивы поступков героев.
- Символы и аллегории.
- Концовка.
Ученики могут работать индивидуально или в парах. На написание рассказа отводится определённое время (например, 30 минут).
4. Презентация и обсуждение:
После написания рассказов ученики представляют их классу. Учитель и ученики задают вопросы, высказывают свои мнения и впечатления.
Вопросы для обсуждения:
- Какие новые идеи и образы вы использовали в своём рассказе?
- Как вы объяснили мотивы поступков своих героев?
- Какие символы и аллегории вы включили в свой рассказ?
- Чем ваш рассказ отличается от сказки «Снежная королева»?
Дополнительные материалы:
Для расширения знаний о сказке можно предложить ученикам выполнить дополнительные задания:
- Найти информацию о других произведениях Г. Х. Андерсона.
- Сравнить сказку «Снежная королева» с другими сказками.
- Придумать продолжение сказки.
Это занятие поможет ученикам развить творческое мышление, научиться анализировать художественные произведения и создавать собственные рассказы.
Примеры рассказов по мотивам «Снежной королевы»:
Рассказ «Сердце дуба»:
- Название: «Сердце дуба».
- Главные герои: Кай, Герда, Снежная королева, дуб.
- Краткое содержание: Кай и Герда — брат и сестра, которые живут в уютном домике на опушке леса. Однажды Кай отправляется в лес и попадает в плен к Снежной королеве. Герда отправляется на поиски брата. Она встречает мудрый дуб, который помогает ей найти дорогу к замку Снежной королевы.
- Мотивы поступков: Кай отправляется в лес, чтобы найти новые приключения. Герда отправляется в путешествие, чтобы спасти брата. Дуб помогает Герде, потому что он хочет помочь людям.
- Символы и аллегории: Дуб — символ мудрости и долголетия. Снег — символ холода и одиночества. Сердце дуба — символ силы и стойкости.
- Концовка: Герда спасает Кая из плена Снежной королевы и возвращается домой. Кай и Герда становятся ещё ближе благодаря этому приключению.
Рассказ «Снежный цветок»:
- Название: «Снежный цветок».
- Главные герои: Герда, Кай, Снежный цветок.
- Краткое содержание: Герда и Кай живут в уютном доме на берегу моря. Однажды Герда находит в снегу необычный цветок, который светится в темноте. Цветок рассказывает Герде о том, что он — часть волшебного мира, в котором живут снежные феи. Герда решает отправиться в этот мир, чтобы узнать больше о снежном цветке.
- Мотивы поступков: Герда хочет узнать больше о снежном цветке и его мире. Кай хочет помочь Герде и отправляется вместе с ней.
- Символы и аллегории: Снежный цветок — символ чистоты и невинности. Светящийся цветок — символ надежды и мечты.
- Концовка: Герда и Кай попадают в мир снежных фей, где узнают много интересного о снежном цветке. Они возвращаются домой, но теперь они знают, что в мире есть много тайн и загадок.
Эти рассказы — лишь примеры того, как можно использовать элементы сказки «Снежная королева» для создания собственных произведений. Ученики могут придумывать свои собственные сюжеты и идеи, которые будут отражать их индивидуальность и творческий потенциал.