Однокоренные глаголы с противоположными значениями
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «однокоренные глаголы» и их способностью иметь противоположные значения.
Задачи урока:
- сформировать представление об однокоренных глаголах;
- научить определять противоположные значения у однокоренных глаголов;
- развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать информацию;
- воспитывать интерес к изучению русского языка.
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
- Актуализация знаний. Повторение пройденного материала о глаголе как части речи.
- Введение в тему урока. Учитель предлагает учащимся рассмотреть следующие пары глаголов:
- входить — выходить,*поднимать — опускать,*приближаться — удаляться.
Учитель задаёт вопрос: «Что общего у этих пар глаголов?» Учащиеся должны прийти к выводу, что эти глаголы являются однокоренными.
- Объяснение нового материала. Учитель объясняет, что некоторые однокоренные глаголы могут иметь противоположные значения, например:
- загораживать — открывать,*замораживать — размораживать,*увеличивать — уменьшать.
Учащимся предлагается привести свои примеры таких глаголов.
- Практическая работа. Учащимся предлагаются задания на определение однокоренных глаголов с противоположными значениями. Например:
Задание 1. Подберите к каждому глаголу из первого столбика противоположный по значению глагол из второго столбика. Запишите получившиеся пары. | Глагол | Противоположный глагол |
---|
строить | разрушать |
включать | выключать |
прибавлять | отнимать |
- Задание 2. Составьте предложения с каждой парой глаголов из предыдущего задания.
- Физкультминутка. Проводится физкультминутка для снятия напряжения и усталости.
- Закрепление изученного материала. Учащимся предлагается выполнить задание на составление предложений с однокоренными глаголами с противоположными значениями.
- Подведение итогов урока. Учитель подводит итоги урока, оценивает работу учащихся и задаёт домашнее задание.
- Домашнее задание. Составить небольшой рассказ, используя однокоренные глаголы с противоположными значениями.
В ходе урока учитель может использовать различные методы и приёмы работы, такие как беседа, работа с учебником, выполнение упражнений, анализ примеров и т. д. Важно, чтобы учащиеся активно участвовали в процессе обучения, задавали вопросы, высказывали своё мнение и выполняли задания самостоятельно.
Вопросы, которые можно задать учащимся на уроке:
- Что такое однокоренные глаголы?
- Какие значения могут иметь однокоренные глаголы?
- Приведите примеры однокоренных глаголов с противоположными значениями.
- Как определить противоположное значение у однокоренного глагола?
Примеры, которые можно использовать на уроке:
- Пары глаголов, приведённые в начале урока.
- Задания на определение противоположных значений у глаголов.
- Предложения, составленные учащимися с парами глаголов.
Решение заданий на уроке должно быть основано на знании определения однокоренных глаголов и умении определять их противоположные значения.