Тема: «Суффиксы глаголов»
Цель урока: познакомить учащихся с суффиксами глаголов, их значением и правописанием.
Задачи урока:
Ход урока
Организационный момент.Учитель приветствует учеников и проверяет их готовность к уроку.
Актуализация знаний.Учащиеся вспоминают, что такое глагол, его признаки и роль в предложении. Учитель предлагает выполнить задание на определение времени глагола.
Объяснение нового материала.Учитель рассказывает о том, что у глаголов есть суффиксы, которые могут придавать им различные значения. Например, суффикс -а- может обозначать действие, которое повторяется или происходит регулярно. Суффикс -ну- обозначает однократное действие.
Закрепление материала.Ученики выполняют задания на образование глаголов с разными суффиксами. Они также определяют значение этих суффиксов.
Практическая работа.Учащимся предлагается составить рассказ о своём дне, используя глаголы с различными суффиксами. Это поможет им лучше понять, как суффиксы влияют на значение глаголов.
Подведение итогов.Учитель вместе с учениками обсуждает, какие суффиксы глаголов они узнали и какое значение они имеют. Ученики также оценивают свою работу на уроке.
Домашнее задание.Учитель даёт задание на повторение изученного материала и выполнение упражнений на закрепление.
Суффиксы глаголов — это части слова, которые стоят после корня и придают глаголам различные значения. В русском языке существует множество суффиксов, которые используются для образования глаголов. Вот некоторые из них:
Суффикс | Значение | Примеры |
---|---|---|
-а- | Действие, которое повторяется или происходит регулярно | Бегать, прыгать, читать |
-и- | Однократное действие | Крикнуть, стукнуть, толкнуть |
-ну- | Однократное действие с оттенком мгновенности | Прыгнуть, крикнуть, стукнуть |
-ова- | Процесс, который совершается кем-то | Рекомендовать, организовать, командовать |
-ева- | Процесс, который совершает сам субъект | Ночевать, горевать, танцевать |
Чтобы определить значение суффикса, нужно посмотреть на контекст, в котором используется глагол. Например, если глагол с суффиксом -а- употребляется в настоящем времени, то он обозначает действие, которое происходит сейчас. Если же этот глагол стоит в прошедшем времени, то он указывает на действие, которое происходило в прошлом.
Важно помнить, что суффиксы могут иметь несколько значений. Поэтому при определении значения суффикса необходимо учитывать контекст.
Вот несколько примеров использования суффиксов глаголов:
При образовании глаголов с помощью суффиксов необходимо соблюдать правила правописания. Например, перед суффиксом -ва- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола. Перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и перед -ть в неопределённой форме.
Для закрепления материала можно выполнить следующие упражнения:
Образуйте от данных глаголов новые глаголы с помощью указанных суффиксов:
Определите значение суффиксов в следующих глаголах:
Эти упражнения помогут учащимся лучше усвоить материал и научиться правильно использовать суффиксы глаголов в речи.