Тема: Знаки препинания в простом предложении с однородными членами
Цель урока: формирование знаний о правилах постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.
Задачи урока:
- изучить правила постановки запятой в предложениях с однородными членами;
- научиться определять однородные члены предложения и правильно расставлять знаки препинания при них;
- развивать умение анализировать и делать выводы, а также работать с текстом.
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие учеников, проверка готовности к уроку.
- Актуализация знаний.Учитель задаёт вопросы по теме «Однородные члены предложения»:
- Что такое однородные члены?
- Как они связаны между собой?
- Какие члены предложения могут быть однородными?Ученики отвечают на вопросы учителя.
- Объяснение нового материала.Учитель объясняет правила постановки знаков препинания в простых предложениях с однородными членами:
- Запятая ставится между однородными членами, если они не соединены союзами. Например: «В лесу растут берёзы, дубы, сосны» (запятые ставятся между однородными подлежащими).
- Если однородные члены соединены повторяющимися союзами «и», «или», то запятая ставится перед вторым и последующими союзами. Например: «И берёзки, и рябинки, и осинки росли в этом лесу» (запятые стоят перед каждым союзом «и»).
- Если однородные члены соединены неповторяющимися союзами «а», «но», «да» (в значении «но»), то запятая не ставится. Например: «Не только яблоки, но и груши лежали на столе».
- Закрепление изученного материала.Для закрепления изученного материала учитель предлагает выполнить следующие задания:
- Расставить знаки препинания в следующих предложениях:
- «На лугу росли ромашки васильки и колокольчики».
- «Мы собирали грибы и ягоды и орехи».
- «Дети играли в футбол и волейбол и баскетбол».
- Составить три предложения с однородными членами и расставить знаки препинания.
- Подведение итогов урока.Учитель подводит итоги урока, оценивает работу учеников и задаёт домашнее задание.
- Домашнее задание.Составить текст из 5–7 предложений с однородными членами и расставить в нём знаки препинания.
В ходе урока учитель может использовать различные методы и приёмы обучения, такие как работа с учебником, выполнение упражнений, анализ примеров, составление схем и т. д. Важно, чтобы ученики усвоили правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами и научились применять их на практике.
Вопросы для обсуждения:
- В каких случаях ставится запятая в предложениях с однородными членами?
- Когда запятая не требуется?
Примеры:
- «В саду росли яблони, груши, сливы».
- «Он любил читать книги, слушать музыку, смотреть фильмы».
Решение:
- Для постановки знаков препинания необходимо определить, являются ли члены предложения однородными и какими союзами они соединены. Если однородные члены не соединены союзами или соединены повторяющимися союзами, то ставится запятая. Если же однородные члены соединены неповторяющимся союзом, то запятая не нужна.