Тема: Орфография. Правописание имён существительных
Цель урока: изучить основные правила правописания имён существительных и научиться применять их на практике.
Задачи урока:
- повторить изученные ранее орфограммы;
- изучить правила правописания собственных и нарицательных имён существительных, а также правописание суффиксов и окончаний;
- закрепить полученные знания на практике с помощью упражнений.
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
- Актуализация знаний. Повторение изученных ранее орфограмм. Учащиеся выполняют задание на повторение правил правописания гласных и согласных в корне слова, приставок и предлогов.
- Изучение нового материала. Учитель объясняет основные правила правописания имён существительных.
- Собственные и нарицательные имена существительные.
- Собственные имена существительные пишутся с большой буквы, например: Москва, Волга, Россия.
- Нарицательные имена существительные пишутся со строчной буквы, например: город, река, страна.
- Правописание суффиксов.
- Суффиксы -чик, -щик пишутся в зависимости от гласной в слове. Если перед суффиксом стоит буква д, т, з, с, ж, то пишется суффикс -чик, например: переводчик, лётчик. В остальных случаях пишется суффикс -щик, например: каменщик, стекольщик.
- Суффикс -ек пишется в том случае, если при склонении имени существительного гласная выпадает, например: замочек — замочка. Суффикс -ик пишется, если гласная не выпадает, например: ключик — ключика.
- Правописание окончаний.
- Окончание -е пишется у существительных 1-го склонения в родительном падеже, например: у реки. Окончание -и пишется у существительных на -ия, -ий, -ие, например: из армии, о планетарии, в здании.
- Закрепление полученных знаний. Учащимся предлагается выполнить упражнения на закрепление изученного материала. Например:
- Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните собственные имена существительные.
- Образуйте от данных слов существительные с суффиксами -чик или -щик. Запишите их в два столбика.
- Подведение итогов. Учитель подводит итоги урока, оценивает работу учащихся.
- Домашнее задание. Учащимся даётся задание на закрепление полученных знаний. Например, написать сочинение на тему «Мой любимый город», используя собственные и нарицательные имена существительные, а также изученные правила правописания.
Вопросы для обсуждения:
- Какие имена существительные называются собственными?
- Как правильно писать собственные имена существительные?
- Что такое нарицательные имена существительные?
- В каких случаях пишется суффикс -чик?
- Когда пишется суффикс -щик?
- Какое окончание пишется у существительных в родительном падеже?
Примеры:
- Москва — собственное имя существительное, пишется с большой буквы.
- Город — нарицательное имя существительное, пишется со строчной буквы.
- Переводчик — суффикс -чик пишется перед буквой д.
- Каменщик — суффикс -щик пишется перед согласной н.
- У реки — окончание -е у существительных 1-го склонения в родительном падеже.
Решение:
- Изучить правила правописания имён существительных можно с помощью учебника русского языка для 5 класса. Также можно обратиться к дополнительным источникам информации, таким как справочники и энциклопедии по русскому языку.