Цель урока: сформировать у учащихся умение правильно писать Ь после шипящих в различных частях речи.
Задачи:
I. Организационный момент
Учитель приветствует класс, проверяет готовность к уроку и отмечает отсутствующих.
II. Актуализация знаний
Учитель предлагает учащимся вспомнить, какие шипящие звуки есть в русском языке.
Учащиеся называют шипящие согласные звуки: [ж], [ш], [ч’], [щ’].
Учитель задаёт вопрос: «В каких случаях после шипящих пишется Ь?»
Учащиеся вспоминают правило: мягкий знак после шипящих согласных пишется в существительных женского рода в единственном числе (ночь, дочь); в глаголах во всех формах (пишешь, отрежь) и в наречиях (настежь, прочь).
III. Изучение нового материала
Учитель объясняет, что в разных частях речи мягкий знак после шипящих может писаться по-разному.
Затем учитель предлагает рассмотреть таблицу с примерами написания Ь после шипящих:
Часть речи | Правила написания | Примеры |
---|---|---|
Существительное | Ь пишется в существительных женского рода единственного числа в именительном и винительном падежах | Ночь, дочь |
Глагол | Ь пишется во всех глагольных формах | Пишешь, отрежь |
Наречие | Ь пишется после шипящих на конце наречий | Настежь, прочь |
Прилагательное | В кратких прилагательных Ь пишется только в мужском роде единственного числа | Могуч, колюч |
Частица | В частицах Ь пишется, если это частицы «ишь», «лишь» | Ишь какой, лишь бы |
Учитель обращает внимание учащихся на то, что мягкий знак в словах «мышь», «рожь», «дрожь» и других пишется не по общему правилу. Это написание нужно запомнить.
Затем учитель задаёт вопросы для закрепления материала:
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
IV. Закрепление материала
Учитель раздаёт учащимся карточки с заданиями. На карточках представлены слова с пропущенным мягким знаком после шипящих. Задача учащихся — вставить мягкий знак, где это необходимо.
Учащиеся выполняют задание.
V. Подведение итогов
Учитель подводит итоги урока и задаёт домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Мой любимый вид спорта» с использованием слов с Ь после шипящих (не менее 10 слов).
Учащиеся записывают домашнее задание.
Таким образом, на уроке учащиеся знакомятся с правилами написания Ь после шипящих, учатся определять часть речи, в которой применяется правило, и закрепляют полученные знания на практике. Домашнее задание направлено на закрепление изученного материала и развитие навыков письменной речи.