Литературный диктант - это проверочный контрольный инструмент в школе, который реализуется в форме диктанта и направлен на оценку правописания, пунктуации, грамматического строя, знания морфологических особенностей языка и других аспектов знания русского языка. Этот тип диктантов широко используется не только в школах России и соседних странах, но и за ее пределами.
Литературный диктант как метод проверки знаний предназначен для универсального грамотного письма на русском языке, независимо от возраста и уровня подготовки учеников. Литературный диктант является своего рода бенчмарком для проверки умения правильно ставить знаки препинания, проверки орфографии, оценки речевых способностей учащихся и определения уровня грамотности.
В процессе проведения литературного диктанта учащиеся должны выполнить задание по правильному переписыванию текста, который читает учитель. Обычно, такой диктант имеет сложность, аналогичную тому уровню, который необходим для обучения в конкретном классе.
Однако, не следует путать литературный диктант с обычным диктантом. В литературном диктанте учащиеся должны писать сложные предложения и использовать сложные разновидности предложений.
Проведение литературного диктанта может осуществляться в разное время: начало года, середина года или конец учебного года, в зависимости от образовательной программы и уровня подготовки учеников. В день диктанта учащимся предоставляется прочитать текст, а затем делается пауза, для дают ученику возможность задуматься, необходимую мысль и сделать соответствующую паузу.
Литературный диктант - полезный инструмент для развития грамотности и культуры письма. Правильное выполнение диктанта способствует не только отличному исполнению оценки, но и развитию речевой культуры, умения грамотно и культурно выражать свои мысли в письменной форме. Кроме того, литературный диктант является пирамидой для повышения кровневой грамотности движущихся учеников.
Таким образом, литературный диктант является одним из способов оценки и проверки знаний учащихся в области грамотности русского языка. Он позволяет выявить наиболее важные аспекты языка для обучения и развития умений писать грамотно и культурно, а также повышения грамотности и культуры речи..