Тема: Дробно-рациональные уравнения
Цель урока: изучение темы «Дробно-рациональные уравнения» в рамках курса алгебры 10 класса.
Задачи урока:— дать определение дробно-рационального уравнения;— рассмотреть методы решения дробно-рациональных уравнений;— отработать навыки решения дробно-рациональных уравнений.
Ход урока
Дробно-рациональное уравнение — это уравнение, в котором неизвестное находится в знаменателе дроби. Для решения таких уравнений необходимо использовать специальные методы, которые мы рассмотрим на уроке.
Пусть дано уравнение:
$(x-3)(x+2) = 0$
Это уравнение является линейным, так как в левой части находится выражение, которое можно представить в виде произведения линейных множителей.
Рассмотрим другое уравнение:
$\frac{x-1}{x+3} = 0$
В этом уравнении неизвестное находится в знаменателе, что делает его дробно-рациональным.
Для решения дробно-рациональных уравнений используют следующие методы:
— метод исключения;— метод замены переменной;— графический метод.
Метод исключения заключается в том, что мы приравниваем к нулю каждый из множителей, находящихся в числителе и знаменателе. Затем решаем полученные уравнения и находим корни.
Пример:
Решите уравнение $\frac{3x-10}{5x+6} = 2$
Решение:
Приведём уравнение к общему знаменателю:
$3x - 10 = 2(5x + 6)$
Раскроем скобки и перенесём слагаемые:
$3x - 5x = 2 \cdot 6 + 10$
Сократим подобные слагаемые и найдём корень:
$-2x = 12$
$x = -6$
Ответ: -6
Метод замены переменной заключается в том, что мы заменяем переменную в уравнении на другую переменную, которая позволяет упростить уравнение.
Пример:
Решите уравнение $(x-5)(x+7) = (x-2)(x+10)$
Решение:
Заменим переменную $x$ на переменную $y$:
$(y-5)(y+7) = (y-2)(y+10)$
Раскрываем скобки и приводим подобные слагаемые:
$y^2 - 2y - 35 = y^2 + 8y + 20$
Переносим слагаемые и приводим уравнение к виду:
$-10y = 55$
Находим корень уравнения:
$y = -5,5$
Возвращаемся к исходной переменной:
$x - 5 = -5,5$
$x = 0,5$
Графический метод заключается в построении графиков функций, входящих в уравнение. Корни уравнения находятся в точках пересечения графиков.
После изучения методов решения дробно-рациональных уравнений, необходимо отработать навыки их применения на практике. Для этого можно использовать следующие упражнения:
1) Решите уравнение: $\frac{2x-3}{x+4} = \frac{5x-7}{x+1}$
2) Решите уравнение: $(x-1)(x+5) = (x+3)(x-2)$
3) Решите уравнение: $\frac{(x-4)(x+8)}{x-6} = x + 4$
Изучение темы «Дробно-рациональные уравнения» позволяет расширить знания о методах решения уравнений и развить навыки их применения. Кроме того, решение дробно-рациональных уравнений может быть полезно при решении задач из других областей математики.
Вопросы для закрепления:
Примеры дробно-рациональных уравнений:
Попробуйте решить эти уравнения самостоятельно и сравнить свои результаты с ответами.
Решение примеров:
Первый пример:
$\frac{x+2}{x-3} = 1$
Приводим уравнение к общему знаменателю и раскрываем скобки:
$x + 2 = x - 3$
Переносим неизвестные слагаемые в левую часть, а известные в правую и приводим подобные:
$2 = -3$
Получаем неверное равенство, следовательно, уравнение не имеет корней.
Второй пример:
$(x-4)(x+3) = \frac{(x+2)(x-1)}{2}$
Выполняем умножение в левой и правой частях уравнения:
$x^2 - x - 12 = \frac{x^2+x-2}{2}$
Приводим правую часть уравнения к общему знаменателю:
$x^2 - x - 12 = \frac{2x^2 + x - 4}{2}$
Умножаем обе части уравнения на 2 и приводим подобные слагаемые:
$4x^2 -5x - 24 = 0$
Решаем квадратное уравнение и находим корни:
$D = 25 + 96 = 121$
$x_1 = \frac{-(-5) + 11}{2\cdot4} = 1,5$
$x_2 = \frac{-5 + 11}{8} = \frac{3}{2}$
Третий пример:
$3(x-1) + \frac{7x}{x+2} = 4$
Выполняем приведение подобных слагаемых и деление:
$5x-3 = 4x + 8$
Переносим известные слагаемые в правую часть, а неизвестные в левую:
$x = 11$
Четвёртый пример:
$\sqrt{x} + \frac{6x}{x^2-1} = 3$
Возводим обе части уравнения в квадрат:
$x + \frac{36x^2}{x^2-1} = 9$
Упрощаем уравнение и приводим дроби к общему знаменателю:
$1 + \frac{36}{x-1} = \frac{9}{x-1}$
Домножаем обе части на $(x-1)$:
$9 = 36$
Получили неверное равенство. Следовательно, уравнение не имеет решений.
Таким образом, дробно-рациональные уравнения являются важным элементом курса алгебры. Они требуют особого подхода к решению и позволяют развивать навыки работы с дробями.