Тема: Подобные задачи относятся к теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»
Цель: изучить соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике, научиться применять их для решения задач.
Задачи:
Теоретический материал
Прямоугольный треугольник — это треугольник, у которого один из углов равен 90°. В прямоугольном треугольнике стороны, образующие прямой угол, называются катетами, а сторона, лежащая напротив прямого угла, называется гипотенузой.
В прямоугольном треугольнике существуют следующие соотношения между сторонами:
Эти соотношения позволяют решать задачи на нахождение сторон прямоугольного треугольника.
Также в прямоугольном треугольнике существует связь между острыми углами:
Используя эти соотношения, можно решать задачи на нахождение углов прямоугольного треугольника.
Рассмотрим несколько примеров задач на применение соотношений между сторонами и углами прямоугольного треугольника:
Задача: В прямоугольном треугольнике ABC с прямым углом C известны длины катетов AC = 6 см и BC = 8 см. Найти длину гипотенузы AB.Решение:По теореме Пифагора:$AB^2 = AC^2 + BC^2$$AB^2 = 6^2 + 8^2$$AB^2 = 36 + 64$$AB^2 = 100$$AB = \sqrt{100}$$AB = 10 (см)$Ответ: длина гипотенузы равна 10 см.
Задача: В прямоугольном треугольнике ABC с острым углом A, равным 30°, и гипотенузой BC, равной 24 см, найти длину катета AC.Решение:Катет, лежащий напротив угла в 30°, равен половине гипотенузы. Значит, AC = $\frac{1}{2}\cdot 24 = 12 (см)$.Ответ: длина катета AC равна 12 см.
Задача: В прямоугольном треугольнике ABC известны длины катетов AC и BC. Найти острый угол A.Решение:Пусть AC = 5 см, BC = 12 см. По теореме Пифагора находим гипотенузу AB:$AB^2 = AC^2 + BC^2$$AB^2 = 5^2 + 12^2$$AB^2 = 25 + 144$$AB^2 = 169$$AB = \sqrt{169}$$AB = 13 (см)$Теперь найдём тангенс угла A:$tg A = \frac{AC}{BC}$$tg A = \frac{5}{12}$Зная тангенс, найдём угол A:$A = arctg \frac{5}{12}$Ответ: острый угол A равен $arctg \frac{5}{12}$.
Таким образом, мы рассмотрели основные соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника, научились применять их для нахождения неизвестных сторон и углов. Эти знания пригодятся нам при решении более сложных задач и помогут лучше понять геометрию.
Вопросы для самоконтроля: