Тема: Разряды чисел
Цель: познакомить учащихся с разрядами чисел, научить определять и записывать разрядный состав числа.
Задачи:
- дать понятие о разрядах чисел;
- научить определять количество единиц, десятков, сотен и т. д. в числе;
- развивать навыки счёта и анализа числовых данных;
- воспитывать интерес к изучению математики.
Ход урока
- Организационный момент.Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
- Актуализация знаний.Учитель задаёт вопросы для повторения пройденного материала:
- Какие числа вы знаете? (Натуральные, целые, дробные.)
- Что такое натуральное число? (Это число, которое используется при счёте предметов.)
- Объяснение нового материала.На доске записаны числа: 567, 890, 4500. Учитель просит учащихся назвать количество цифр в каждом числе. Затем он объясняет, что каждая цифра в числе имеет своё значение. Например, в числе 567 первая цифра обозначает количество тысяч, вторая — количество сотен, третья — количество десятков, четвёртая — количество единиц. Таким образом, можно определить разряд каждой цифры в числе.Разряд — это место цифры в записи числа. В зависимости от места цифры в числе, она может обозначать единицы, десятки, сотни, тысячи и т.д.В числе 567 цифра 5 обозначает количество единиц тысяч, цифра 6 — количество сотен, цифра 7 — количество единиц.Для удобства записи разрядов используются специальные названия:
- единицы — первый разряд;
- десятки — второй разряд;
- сотни — третий разряд;
- тысячи — четвёртый разряд и так далее.
- Закрепление материала.Учащимся предлагается выполнить следующие задания:
- Определить разрядный состав чисел: 345, 987, 2300.
- Записать число, состоящее из 5 сотен, 3 десятков и 7 единиц.
- Сравнить два числа, определить, какое из них больше.
- Подведение итогов.Учитель подводит итоги урока, отмечает наиболее активных учеников, оценивает работу класса.
- Домашнее задание.Записать десять чисел, определить их разрядный состав.
Дополнительные материалы
Для закрепления материала можно предложить учащимся выполнить дополнительные задания:
- Составить таблицу разрядов чисел до десяти тысяч.
- Решить задачи на определение разрядного состава числа.
- Придумать свои примеры на разрядный состав чисел.
Например, задача: «В классе 25 учеников. Сколько девочек и сколько мальчиков учится в классе?»Решение:1) Определяем общее количество десятков в числе 25: 2 десятка.2) Так как в одном десятке 10 единиц, то в 25 единицах содержится 2 десятка и ещё 5 единиц. Значит, в классе 2 мальчика и 5 девочек.Ответ: в классе учатся 2 мальчика и 5 девочек.
Этот материал можно использовать для проведения уроков математики в начальной школе. Он поможет учащимся понять, как устроены числа, и научиться определять их разрядный состав.