Тема: Свойства сложения
Цель урока: познакомить учащихся с переместительным и сочетательным свойствами сложения, научить применять эти свойства для упрощения вычислений.
Задачи урока:
- сформировать представление о свойствах сложения;
- научить использовать свойства сложения при решении примеров и задач;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- воспитывать интерес к математике, стремление к познанию нового.
Ход урока
- Организационный момент.Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
- Актуализация знаний.Учитель предлагает учащимся решить несколько примеров на сложение двузначных чисел. Затем учитель задаёт вопросы:— Как вы решали примеры? (Последовательно складывали числа.)— Удобно ли так считать? (Нет, это долго и сложно.)
- Изучение нового материала.Учитель объясняет, что существуют два свойства сложения, которые помогают упростить вычисления. Эти свойства называются переместительное и сочетательное.Переместительное свойство говорит о том, что от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Например, 3 + 5 = 8, а 5 + 3 = 8. Это значит, что мы можем складывать числа в любом порядке, результат будет одинаковым.Сочетательное свойство позволяет группировать слагаемые таким образом, чтобы упростить вычисление. Например, (4 + 6) + 2 = 12, но 4 + (6 + 2) = 12. Мы можем сначала сложить числа внутри скобок, а затем прибавить полученное число к остальным слагаемым.
- Закрепление изученного материала.Учащимся предлагается выполнить несколько заданий на применение свойств сложения. Примеры могут быть такими:
- Вычислите сумму чисел 7 и 9, используя переместительное свойство. (Ответ: 16.)
- Решите пример (3 + 4) + 5, применяя сочетательное свойство. (Ответ: 22.)
- Найдите значение выражения 10 + (5 + 4), используя оба свойства. (Ответ: 19.)
- Решение задач.Для закрепления материала можно предложить учащимся решить задачи на применение свойств сложения. Задачи могут быть следующими:
- В магазине было 15 яблок и 10 груш. Сколько всего фруктов было в магазине?
- На столе лежало 8 ручек и 5 карандашей. Сколько предметов лежало на столе?
- Подведение итогов.Учитель подводит итоги урока, спрашивает у учащихся, какие свойства сложения они узнали, как их можно применять для упрощения вычислений, и оценивает работу каждого ученика.
- Домашнее задание.Даётся задание на закрепление изученного материала. Например, вычислить сумму чисел, используя свойства сложения: 8 + 9 + 7, (12 + 8) + 6, 13 + (7 + 5).
Важно отметить, что свойства сложения являются базовыми понятиями математики и используются во всех дальнейших вычислениях. Они помогают ученикам быстрее и легче решать примеры и задачи, а также развивают логическое мышление и математическую интуицию.
В качестве дополнительного материала можно рассказать учащимся о том, как свойства сложения были открыты и использовались в древности. Также можно привести примеры из повседневной жизни, где применяются свойства сложения. Это поможет ученикам лучше понять и запомнить материал.
Вопросы для обсуждения:
- Что такое свойства сложения?
- Какие свойства сложения вы знаете?
- Как можно использовать свойства сложения для упрощения вычислений?
- Приведите примеры, когда вы использовали свойства сложения в повседневной жизни.
Примеры:
- Переместительное свойство: 3 + 5 = 5 + 3.
- Сочетательное свойство: (4 + 6) + 2 = 4 + (6 + 2).
- Применение свойств сложения в повседневной жизни: покупка продуктов в магазине, подсчёт времени, расчёт стоимости товаров и т. д.
Решение:
- Для решения примеров на сложение нужно использовать свойства сложения и правила порядка действий.
- Для упрощения вычислений можно группировать числа таким образом, чтобы применить свойства сложения.
- Для решения задач на сложение необходимо составить уравнение или выражение, используя известные данные, и найти его значение.