В Европейский Суд по правам человека обратился гражданин Монголии У. Нурбенлан с жалобой на нарушение его прав со стороны Российской Федерации, выразившееся, по его мнению, в нарушении прав, гарантированных ст.ст. 5, 6 и 13 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Сотрудниками УМВД по Иркутской области У. Нурбенлан был задержан в октябре 2020 г. по подозрению в совершении кражи 12 лошадей у фермерского хозяйства В. Л. Смирнова, расположенного в приграничной зоне государственной границы Российской Федерации. В. Л. Смирнов подал заявление в полицию о том, что работавший у него в качестве сезонного рабочего У. Нурбенлан помог своим родственникам из Монголии перевести через неохраняемый участок государственной границы, принадлежащий ему табун лошадей. У. Нурбенлан отрицал это, указывая, что его вина состояла только в халатности, по которой он не усмотрел за табуном и потерял его из виду, а табун сам ушел на территорию Монголии.
Органами внутренних дел У. Нурбенлан был заключен под стражу. Он утверждал, что государственный адвокат, назначенный ему по российскому закону, выполнял свои обязанности формально, заявляя, что бесплатно работать не будет. Также адвокат не стал ходатайствовать по просьбе подозреваемого о допросе его родственников из Монголии. Следователь также отказал в приобщении к материалам уголовного дела показаний других сотрудников фермы В. Л. Смирнова, так как эти показания, по его мнению, не относились к делу, а непосредственно свидетелями кражи сотрудники не были.
Районным судом г. Иркутска У. Нурбенлан был приговорен к лишению свободы. Областной суд Иркутской области оставил приговор в силе.
В ходе посещения колонии, куда был направлен осужденный, членами общественной наблюдательной комиссии по Иркутской области, У. Нурбенлан пожаловался на неправомерный и несправедливый приговор. Представители общественной комиссии предложили обжаловать его в ЕСПЧ, и предоставили осужденному общественного адвоката для этого. В 2021 г. жалоба была направлена в суд. В ней отмечалось, что к обвинительному приговору привела пассивная деятельность государственного адвоката, а также поверхностно проведенное расследование.
Имеются ли основания для признания Европейским Судом по правам человека жалобы приемлемой? Применимы ли статьи, указанные в жалобе? Усматривается ли нарушение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.?
Другие предметыКолледжЗащита прав человека в международном правеЕвропейский Суд по правам человекамеждународное правожалоба У. Нурбенлананарушение прав человекастатьи Европейской конвенциизащита прав человекауголовное делоадвокатская помощьприговор Иркутского судаобжалование приговораправовая защитамеждународные нормыправа обвиняемогохалатность адвокатарасследование уголовного дела
В данном случае необходимо проанализировать ситуацию с учетом норм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (Европейская конвенция) и оценить, имеются ли основания для признания жалобы У. Нурбенлана приемлемой для рассмотрения Европейским Судом по правам человека (ЕСПЧ).
Шаги анализа:
В заключение, на основании вышеизложенного, можно сказать, что имеются основания для признания жалобы У. Нурбенлана приемлемой. Статьи, указанные в жалобе, применимы, и существует вероятность наличия нарушений Европейской конвенции, которые могут быть рассмотрены ЕСПЧ.