Тема: Размещение и сочетание элементов
Цель урока: познакомить учащихся с понятиями размещения и сочетания элементов, научить применять эти понятия при решении задач.
Задачи урока:
Ход урока
Организационный момент.Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.
Актуализация знаний.На доске записаны примеры на умножение и деление. Ученики решают их устно.
Постановка цели и задач урока.Учитель предлагает ученикам решить задачу: «В классе 20 учеников. Сколькими способами можно выбрать двух дежурных?»Ученики предлагают свои варианты решения. Учитель подводит их к тому, что для решения этой задачи нужно знать понятие размещения.
Объяснение нового материала.Учитель объясняет, что такое размещение и как его найти. Затем он приводит пример задачи на размещение.
Размещение — это упорядоченное множество, в котором элементы отличаются друг от друга и расположены в определённом порядке.Например, если мы хотим узнать, сколькими способами можно расставить 5 книг на полке, то мы должны учесть порядок, в котором они будут стоять. Если первая книга стоит слева, вторая — справа от неё, третья — справа от второй и так далее, то существует 5! = 120 способов расставить книги.
Задача: «На столе лежат 6 яблок. Сколькими способами можно взять два яблока?»Решение:6 * 5 = 30 (способов)Ответ: 30 способов.
Закрепление изученного материала.Учащиеся выполняют задания на нахождение размещения из учебника.
Физкультминутка.Проводится физкультминутка для снятия напряжения и усталости.
Продолжение работы по теме урока.Учитель рассказывает о сочетании элементов. Сочетание — это неупорядоченное множество, в котором элементы не отличаются друг от друга. Например, если мы выбираем 3 книги из 5, то не имеет значения, в каком порядке они выбраны. Существует 5 способов выбрать три книги из пяти.
Решение задач.Учащимся предлагается решить задачи на сочетание из учебника. Задачи могут быть такими:
Подведение итогов урока.Учитель подводит итоги урока, оценивает работу учащихся.
Домашнее задание.Учитель задаёт домашнее задание: решить задачи на размещение и сочетание из учебника.
Таким образом, учащиеся познакомились с понятиями размещения и сочетания, научились решать задачи на эти темы. Урок был направлен на развитие логического мышления, внимания, памяти учащихся.