Тема: Решение задач на части и уравнивание
Цель: Научить решать задачи на части и уравнивание.
Задачи:
План урока:
Ход урока:
1. Организационный момент.Приветствие учеников, проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний.Учитель предлагает ученикам решить задачу: «В классе 20 учеников. Из них 8 мальчиков и 12 девочек. Сколько девочек приходится на одного мальчика?»
Ученики решают задачу самостоятельно, затем учитель проверяет решение.
Решение: 1) 20 – 8 = 12 (учеников) – девочки.2) 12 : 8 = 1,5 (уч.) – приходится на одного мальчика.Ответ: на одного мальчика приходится 1,5 ученицы.
Учитель задаёт вопросы:— Что мы находили в этой задаче? (Сколько девочек приходится на одного мальчика.)— Как мы это делали? (Мы сначала нашли количество девочек, а затем разделили его на количество мальчиков.)
3. Объяснение нового материала.Учитель объясняет, что задачи, в которых нужно найти часть от целого или целое по известным частям, называются задачами на части. Задачи, в которых требуется уравнять два количества, называются уравнивающими задачами.
Примеры задач на части:Задача 1. В классе 30 учеников. Мальчиков — 15 человек. Какую часть класса составляют мальчики?Решение:1) 30 : 10 = 3 (раза) — по 10 человек в каждой части.2) 15 : 10 = 1,5 — часть класса составляют мальчики.Ответ: мальчики составляют 1,5 части класса.
Задача 2. В коробке 18 конфет. Из них 9 шоколадных. Какую часть всех конфет составляют шоколадные конфеты?Решение:1) 18 : 2 = 9 (конфет) — в одной части.2) 9 : 9 = 1 — часть составляют шоколадные конфеты.Ответ: шоколадные конфеты составляют одну часть всех конфет.
Пример уравнивающей задачи:Задача. У Пети было 16 яблок, а у Васи — 4 яблока. Петя отдал Васе несколько яблок, после чего у каждого из них стало поровну яблок. Сколько яблок Петя отдал Васе?Решение:1) 16 – 4 = 12 (яблок) — разница между количеством яблок у Пети и Васи.2) 12 : 2 = 6 (яблок) — отдал Петя Васе.Ответ: Петя отдал Васе 6 яблок.
4. Закрепление изученного материала.Для закрепления изученного материала учитель предлагает ученикам выполнить следующие задания:Задание 1. Реши задачу: «На полке стояло 15 книг. Из них 5 были учебниками, а остальные — художественными книгами. Какую часть полки занимали учебники?»Задание 2. Реши уравнивающую задачу: «У Маши было 7 конфет, а у Саши — 3 конфеты. Маша отдала Саше несколько конфет, после чего конфет у них стало поровну. Сколько конфет Маша отдала Саше?»
После выполнения заданий учитель проводит проверку и обсуждение решений.
5. Подведение итогов.Учитель подводит итоги урока, отмечает успехи учеников и даёт домашнее задание.
Домашнее задание:Реши задачи:
Дополнительные материалы:
Вопросы для обсуждения:— Какие задачи называются задачами на части?— Как решать задачи на части?— Приведите пример задачи на части.— Какие задачи называются уравнивающими?— Как решить уравнивающую задачу?— Приведите пример уравнивающей задачи.
Практические задания: