Тема: Дроби и действия с дробями
Цель урока:
Задачи урока:
Дроби — это числа, состоящие из одной или нескольких частей целого.
Дроби записываются с помощью двух чисел, разделённых чертой.
Числитель дроби — это число, которое находится над чертой. Оно показывает, сколько частей целого взято.
Знаменатель дроби — это число, которое находится под чертой. Оно показывает, на сколько равных частей разделено целое.
Например, дробь 3/5 означает, что взяли 3 части из 5 равных частей целого. Дробь 7/9 означает, что целое разделено на 9 частей, и взяли 7 из них.
Если числитель дроби меньше знаменателя, то дробь называется правильной. Например, 1/2, 3/4, 5/7.
Если числитель дроби больше знаменателя или равен ему, то дробь называется неправильной. Например, 4/3, 6/6, 8/5.
Неправильная дробь может быть записана в виде смешанного числа. Для этого нужно разделить числитель на знаменатель с остатком. Частное будет целой частью смешанного числа, а остаток — числителем дробной части.
Например, 9/4 = 2 (ост. 1). Значит, 9/4 можно записать в виде смешанного числа 2 1/4.
Теперь давайте разберёмся, как выполнять действия с дробями.
Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители, а знаменатель оставить без изменений.
Пример: 1/3 + 2/3 = (1+2)/3 = 3/3 = 1
Чтобы вычесть дроби с одинаковыми знаменателями, нужно вычесть их числители, а знаменатель оставить без изменений.
Пример: 3/5 - 2/5 = (3-2)/5 = 1/5
Чтобы сложить или вычесть дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю. Для этого нужно найти наименьшее общее кратное знаменателей и умножить на него числители дробей.
Пример:
1/2 + 3/4 = (21)/4 + (43)/4 = 2/4 + 12/4 = 14/4
После приведения дробей к общему знаменателю нужно сложить или вычесть числители.
Чтобы умножить дроби, нужно умножить их числители и знаменатели.
Пример: 2/3 3/5 = (23)/(3*5) = 6/15
При делении дробей нужно первую дробь оставить без изменений, а вторую дробь перевернуть (поменять местами числитель и знаменатель).
Пример: 4/5 : 2/3 = 4/5 3/2 = (43)/(5*2) = 12/10 = 1,2
Задача 1: В корзине было 10 яблок. Из них 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?
Решение:
Было — 10 яб.Съели — 3 яб.Осталось — ?
10 - 3 = 7 (яб.)Ответ: 7 яблок осталось.
Задача 2: В классе 24 ученика. Из них 4 мальчика и 3 девочки. Сколько всего мальчиков и девочек в классе?
Решение:
Мальчики — 4 чел.Девочки — 3 чел.Всего — ?
4 + 3 = 7 (чел.)Ответ: всего 7 мальчиков и девочек.
Сегодня мы познакомились с понятием дроби, научились записывать и читать их. Узнали, что такое правильные и неправильные дроби, смешанные числа. Научились выполнять действия с дробями: складывать, вычитать, умножать и делить.
Закрепление материала:
Решите следующие задачи:
1) 3/7 + 4/7 =2) 2/9 - 1/9 =3) 1 1/6 + 4/6 =4) 5/8 * 4/9 =5) 6/7 : 3/5 =
Ответы:
1) = 7/72) = 1/93) = 5/64) = 20/725) = 4/15