Уравнения. 5 класс
Введение
В математике часто встречаются задачи, в которых надо найти неизвестное число. В таких случаях используют уравнения. Уравнение — это равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой. Решить уравнение — значит найти все значения переменных, при которых уравнение обращается в верное равенство.
Основные понятия
Рассмотрим несколько примеров уравнений:
Здесь х, у и z — неизвестные числа, которые надо найти.
Для решения уравнений используют следующие правила:
Эти правила основаны на свойствах действий над числами.
Решим несколько уравнений:
Решение:
Теперь решим уравнение с несколькими действиями:
Обратите внимание, что при решении уравнений используются свойства равенства. Если к обеим частям уравнения прибавить или вычесть одно и то же число, то равенство не нарушится. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.
Важно помнить, что уравнение может иметь одно решение, несколько решений или не иметь решений. Например, уравнение х + 5 = х + 6 не имеет решений, так как левая часть равна правой части при любом значении х.
Также важно понимать, что не всякое равенство можно назвать уравнением. Например, равенство 2 + 3 = 7 не является уравнением, так как в нём нет неизвестного числа.
Уравнения играют важную роль в математике и других науках. Они помогают решать задачи и находить неизвестные значения. Умение решать уравнения является важным навыком для любого ученика.
Вопросы для самоконтроля:
Примеры заданий для закрепления материала:
Решите уравнение:а) х + 9 = 11;б) 12 – у = 4;в) z * 3 = 9.
Решите задачу с помощью уравнения:На первой полке стояло в 3 раза больше книг, чем на второй. Когда с первой полки сняли 8 книг, а на вторую добавили 3 книги, то на обеих полках книг стало поровну. Сколько книг было на второй полке первоначально?Решение: Пусть х книг было на второй полке. Тогда 3х книг было на первой полке. После снятия 8 книг на первой полке стало (3х – 8) книг. После добавления 3 книг на вторую полку стало (х + 3) книг. По условию на обеих полках стало книг поровну:3х – 8 = х + 3.Решаем уравнение:3х – х = 8 + 3;2х = 11.Находим х:х = 11 : 2;х = 5,5.Так как количество книг не может быть дробным числом, делаем вывод, что задача составлена некорректно (в условии есть противоречие).
Ответ: задача составлена некорректно.
Таким образом, уравнения — это важный инструмент математики, который помогает решать задачи и находить значения неизвестных величин. Умение решать уравнения необходимо для успешного изучения математики и других наук.